Как правильно подключить новый аккумулятор к лодочному мотору?

Применение тягового электропривода для маломерного водного транспорта даёт невиданные ранее преимущества. Топливо уже не потребуется, а бесшумность работы оценят все потребители, передвигающиеся по водоёмам, а особенно рыбаки. Затраты на эксплуатацию также станут минимальными, зато ресурс резко возрастёт. Но потребуется внимательно отнестись к выбору источника энергии – тягового аккумулятора.

Особенности требований к аккумуляторам для водного электротранспорта

На судне, даже не предназначенном для дальних заплывов, аккумуляторная батарея останется единственным источником энергии для потребителей. Включая не только привод винта или водомёта, но и установленную навигационную и поисковую аппаратуру, освещение, сигнализацию и прочее. Главным становится номинальная ёмкость АКБ. Но есть и другие специфические характеристики:

  • стойкость к ударам и вибрациям, подвеска на лодках не предусмотрена, а вода на большой скорости по сопротивлению не лучше бетона;
  • способность работать в условиях повышенной влажности, а то и прямого воздействия солёной или пресной воды;
  • очень желателен низкий темп саморазряда, в том числе и при повышенной влажности, лодка может долго находится на стоянке в готовности к отплытию;
  • стойкость к глубоким разрядам, далеко не все батареи поддерживают подобные режимы;
  • сильная качка с изменением пространственного положения батареи – обычное дело для данного назначения.

Из энергетических требований вытекает тяговый характер нагрузки, что и отражается в торговых названиях подходящих батарей. Аккумулятор лодочный тяговый обычно имеет не только обозначения вроде «deep cycle power», что означает способность отдавать весь заряд без тяжёлых последствий, но и морские условия эксплуатации, то есть «marine».

Подзарядка лодочных аккумуляторов

Выбор аккумулятора

На лодках применяются разные типы аккумуляторов:

  • свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом;
  • АКБ необслуживаемые со связанным электролитом AGM и Gel;
  • литий-ионные источники.

Последний тип наиболее совершенен и располагает высокими удельными характеристиками, но слишком дорог в приобретении. Поэтому оптимальным выбором станут батареи типа AGM, где электролит находится в виде пропитки стекловолоконных матов-сепараторов. Они некритичны к наклонам корпуса, герметичны, имеют приемлемую цену и большой срок службы при соблюдении правил эксплуатации.

Ёмкость определяется по двум критериям – длительность работы в предполагаемых режимах и отдаваемая мощность, поскольку максимально допустимый ток в тяговом применении определяется в процентах от ёмкости. Необходимо провести несложный расчёт, зная мощность электромотора. От ёмкости зависит и масса, что для малогабаритных лодок имеет значение.

При последовательном соединении батарей потребуется изготовить перемычки с наконечниками под клеммы АКБ. Сечение проводов рассчитывается по току потребления двигателя. Калибр кабеля выбирается из легкодоступных электротехнических таблиц в зависимости от длины проводов. Проводится тщательная изоляция и устанавливается автоматический предохранитель.

Станция зарядки лодок

Введение в эксплуатацию сухозаряженных AGM батарей

Основная масса AGM АКБ поступает в готовом к использованию состоянии, поэтому их достаточно подзарядить указанным в инструкции режимом до полной ёмкости, после чего можно подключать и использовать. Потребуется лишь подобрать подходящие клеммные наконечники, обычно под винтовую затяжку. Но встречаются и сухозаряженные приборы, когда электролит прилагается отдельно.

Эти батареи лучше сохраняются, но для начала работы придётся согласно инструкции вылить содержимое контейнера с электролитом в аккумулятор, дать пропитаться два часа и проверить заряженность. При необходимости подзарядить. Ток заряда не должен превышать 10% от численной ёмкости, напряжение указано в сопроводительной документации на АКБ.

Подробнее узнать о характеристиках тяговых АКБ можно на сайте компании «А-Технологии» и там же получить бесплатную консультацию у специалиста.